Переключение передач

На сегодняшний момент встретить в продаже велосипед, в котором отсутствует возможность выбора передач, практически невозможно (трёхколёсные велосипеды для малышей в расчёт брать не будем). А значит понимание смысла данной функции и правильное её использование становиться на сегодняшний день абсолютной необходимостью. Наличие возможности выбора передач делает любую поездку более комфортной, менее напряжённой физически и безопасной для коленных суставов.

Наличие коробки переключения передач в автомобилях не у кого вопросов не вызывает. Система переключения передач на велосипеде выполняет те же задачи, что и на автомобиле: обеспечивает возможность крутить педали с оптимальной частотой и сопротивлением при различных условиях рельефа местности, по которой движется велосипедист.

На автомобиле с бензиновым двигателем мы стараемся подбирать передачу так, чтобы стрелка на тахометре находилась в диапазоне 2 - 3 тысяч оборотов, вот и на велосипеде тоже есть диапазон оборотов педалей, выходить за который не стоит. Частота вращения педалей на велосипеде называется каденсом и этот самый каденс я уже разбирал.

Итак, на велосипеде, каким бы он ни был, в районе педалей с правой стороны можно увидеть несколько звёзд. Скорее всего, их три. Снаружи (или справа) расположена большая звезда, левее неё - средняя, а ещё левее - маленькая. Если их не три, а две или одна, то это означает, что у Вас либо дорогой велосипед спортивного класса (одна звезда), либо шоссер или гравийник (две или одна звезда на гравийниках). На верхней точке окружности большой звезды расположен флажок, который отвечает за перемещение цепи между звёздами. Для удобства предлагаю данную систему называть передним переключателем.

В районе втулки заднего колеса также справа можно также увидеть большое количество небольших (по сравнению с передними) звёздочек. Звёздочки выстроены строго по росту, также, как и на переднем переключателе, но наоборот, то есть снаружи (с правой стороны) расположена самая маленькая звёздочка, и далее по увеличению размеров вплоть до самой большой звезды, расположенной у самого колеса. Книзу от звёздочек расположен переключатель передач, перекидывающий цепь между задними звёздами. Для удобства предлагаю всю эту систему называть задним переключателем.

В случае переднего переключателя передач закономерность прямая, чем большая звезда задействована, тем выше скорость и тем сложнее крутить педали, то есть за один оборот педалей Вы проедете большее расстояние, но сделать этот оборот будет сложнее.

В случае заднего переключателя передач закономерность обратная, для увеличения скорости мы будем задействовать маленькие звёздочки, для облегчения вращений педалей - большую.


Манетки и грипшифт

Для того, чтобы цепь перескочила на соседнюю звезду, необходимо привести в движение передний или задний переключатель. Переключатели приводятся в движение тросиками, которые в свою очередь соединены с подрулевыми переключателями. На сегодняшний день существует две системы подрулевых переключателей: манетки и грипшифт. Какую систему использовать, каждый решает самостоятельно. Принцип работы один: сместить передний или задний переключатель передач в нужную сторону на нужное расстояние.

Подрулевой переключатель, приводящий в движение передний переключатель передач находится вод левой рукой, заднюю передачу мы выбираем правой.

В случае использования манеток при переключении задней передачи на более лёгкую (большую звезду) подрулевой переключатель позволяет закинуть цепь сразу через две - три соседние звезды в случае такой необходимости. Переключать передачи на заднем переключателе на более тяжёлые можно только по одной за один щелчок.


Передаточное число

Если продолжить приводить аналогии с автомобилем, то с определением передач там всё просто: каждая передача имеет цифровое обозначение, тем более, что количество передач в автомобиле в сравнении с велосипедом сравнительно невелико: на большинстве автомобилей 5 или 6. На велосипеде количество передач рассчитывается как произведения количество звёзд в переднем переключателе на количество звёзд в переключателе заднем. На большинстве горных велосипедов (самом массовом сегменте) в переднем переключателе 3 звезды, на заднем - 9. В результате получаем 27 передач! Встаёт проблема, как в этом разнообразии разобраться.

Многие велосипедисты обозначают передачи двумя числами: номер передней звезды и номер задней звезды. Номера звёзд обычно обозначаются на переключателях на руле. Но такое обозначение ничего не объясняет.

Все серьёзные велосипедисты стоящую на велосипеде передачу обозначают двумя числами: количеством зубьев передней звезды и количеством зубьев задней звезды на которых стоит цепь. А это означает, что велосипедисту очень желательно (серьёзному велосипедисту - обязательно) необходимо знать, сколько зубьев имеет каждая звёздочка на переднем и заднем переключателе. Если посмотреть на каждую звезду внимательно, то можно увидеть выбитое число, означающее количество зубьев на ней. Если это число не находите, то зубья придётся считать вручную.

Кстати, знать количество зубьев на всех Ваших звёздах нужно ещё и для их замены. Звёзды на переднем переключателе менять приходится довольно редко, а вот замена кассеты (трещотки) - обычная процедура. В параметрах кассет, помимо количества звёзд (передач) обязательно есть пара чисел: число зубьев на самой маленькой звезде (в большинстве случаев - 11), число зубьев на самой большой звезде.

Теперь мы вплотную подошли к понятию передаточного числа. Передаточным числом называется частное от деления числа зубьев включённой передней звезды на число зубьев включённой задней звезды. Результат деления показывает точное число оборотов, которое сделает заднее колесо при одном полном обороте педалей.


Выбор передач

В примере выше я рассказал, как вычисляется максимально возможное число передач велосипеда. Это число всегда указывается в его характеристиках. Но это не означает, что Вы можете использовать любую комбинация передних и задних звёзд без ограничений. Если включить (на короткое время) маленькую звезду спереди и маленькую звезду сзади, или большие звёзды спереди и сзади, то Вы увидите как перекосилась цепь, а при вращении педалей в таком положении услышите, как цепь задевает за звёзды и флажок переднего переключателя. В таких положениях лучше не ездить, в противном случае система долго не проживёт.

Передним переключателем, то есть левой рукой мы обычно пользуемся гораздо реже, чем задним. Передняя звезда выбирается в зависимости от рельефа местности: большая звезда используется при движении по ровной асфальтовой дороге, средняя - наиболее часто используемая звезда, используется на неровном асфальте, при движении в подъём, по лесным ровным дорогам а также на ровном асфальте при серьёзной усталости. Малая звезда служит для преодоления сложных участков, где требуется большое усилие и неважна скорость.

Задний переключатель используется для точного подбора передаточного числа под конкретные условия. Принцип выбора задней звезды прост: если педали крутить тяжело, передача облегчается, если легко - утяжеляется.


Перекос цепи

Про то, что при выборе передач нельзя допускать включения одновременно двух маленьких или двух больших звёзд для предотвращения перекоса цепи, что приведёт к быстрому износу цепи и стиранию зубьев звёзд. Допустимые к применению задние звёзды определяются следующим образом: задние звёзды делятся на группы по количеству передних звёзд. Каждой передней звезде будет соответствовать своя группа задних звёзд, при этом нет ничего страшного, если мы залезем на одну соседнюю звезду. Например, если у нас 27-скоростной велосипед с тремя передними и девятью задними звёздами, то при включении большой передней звезды можно будет задействовать четыре наружные (маленькие) звезды сзади, средняя передняя звезда соответствует 3 - 7 задним звёздам, малая передняя звезда - четырём внутренним задним. Таким образом 27 скоростной велосипед превратился в 13-скоростной.


В качестве резюме

  • Передние звёзды выбирайте в зависимости от рельефа местности.
  • Выбрав переднюю звезду производите точный подбор передачи задним переключателем.
  • Не допускайте перекоса цепи
  • В случае нестабильной работы переключателей производите диагностику и настройку, переключение передач должно осуществляться быстро и чётко.
  • При переключении передач обязательно ослабляйте давление ногами на педали, не допускайте переключения передач под нагрузкой, так Вы можете погнуть звенья цепи, при очень сильном давлении можно вывести из строя сам переключатель. При повреждённой цепи, а, тем более, переключателя передачи адекватно включаться не будут и настройка не поможет, придётся менять цепь или сам переключатель.
  • В случае необходимости облегчения передачи, делать это надо заранее: перед подъёмом, а не на нём, перед въездом в лес, а не в лесу. Научитесь прогнозировать ситуацию.
  • Если затрудняетесь с выбором более лёгкой передачи, то лучше переборщить, чем недо? Переключиться на более тяжёлую передачу потом будет значительно легче, чем если придётся в сложных условиях облегчать передачу.
  • В случае необходимости значительного облегчения передачи в первую очередь пользуйтесь передним переключателем.
  • Не переключайте передачи двумя переключателями одновременно.
  • Если встаёте с седла на ноги (у профессиональных велосипедистов это называется танцевать на педалях - согласитесь, похоже), то непосредственно перед тем как встать переключите передачу на более тяжёлую, в случае использования контактных педалей - перекиньте цепь на две звезды сзади.
Top.Mail.Ru