Именно этот параметр геометрии рамы велосипеда указывается в характеристиках на сайте любого веломагазина и называется "ростовкой" рамы. Измеряется в сантиметрах, дюймах а также может иметь буквенное обозначение. Позволяет примерно оценить соответствие размера рамы велосипеда Вашему росту. Когда-то соотношение длин труб рамы велосипеда было стандартным, поэтому ростовка была единственным параметром, по которому можно было подобрать велосипед под себя. В настоящее время длина подседельной трубы является одним из самых неинформативных показателей геометрии рамы, однако для начального примерного представления о размере рамы и соответствия этого размера росту велосипедиста вполне может быть использована.
Обычно на сайтах веломагазинов можно найти таблицу соответствия размеров рам велосипеда росту велосипедиста. Данные таблицы использовать можно, полностью доверять им нельзя. К примеру, велосипед для шоссе и хороших дорог лучше брать ростовкой больше рекомендуемой, велосипед для бездорожья, наоборот, меньшей. Кроме того нужно учитывать индивидуальные особенности Вашего тела, имеется в виду длину ног относительно роста: если ноги непропорционально длинные, то ростовку нужно брать побольше, если ноги короткие, то поменьше.
Поскольку верхняя труба на подавляющем большинстве рам расположена под углом, данный параметр имеет гораздо меньшее значение, чем "эффективная длина верхней трубы".
Расстояние между двумя осями, проходящими вертикально через пересечение верхней трубы с рулевым стаканом и подседельной трубой. Данный параметр (вместе и длиной выноса руля) определяет посадку велосипедиста. Чем больше эффективная длина верхней трубы, тем дальше расположен руль и тем больше приходится за ним тянуться и тем более горизонтальной будет посадка велосипедиста.
Большая эффективная длина верхней трубы характерная для шоссейный велосипедов, более короткая - для горных. Очень короткая верхняя труба используется на городских прогулочных велосипедах, где посадка велосипедиста вертикальная.
Данный параметр на велосипеде можно немного изменить заменой выноса руля на более короткий или длинный, но при этом нужно помнить, что длина выноса руля влияет на управляемость велосипеда.
Stack и Reach представляют собой пару важных показателей геометрии рамы и рассматриваются исключительно вместу друг с другом.
Stack - длина вертикальной линии, от кареточного узла до пересечения её с горизонтальной линией, проведённой через точку пересечения верхней трубы с рулевым стаканом.
Reach - длина горизонтальной линии, проведённой от пересечения верхней трубы с рулевым стаканом до пересечения её с вертикальной линией, проходящей через кареточный узел.
Stack определяет фактическую высоту рулевого стакана, а значит посадку велосипедиста: чем больше stack, тем более вертикальна и комфортна посадка, и наоборот, меньший stack используется на спортивных велосиепедах.
Reach показывает, как сильно придётся тянуться до руля.
Reach и Stack необходимо рассматривать вместе. Очень важной характеристикой велосипедной рамы является сумма этих показателей. Reach + Stack является более эффективной заменой понятию "ростовка рамы".
Угол подседельной трубы влияет на удобство педалирования и развесовку велосипеда. Наклон подседельной трубы в любом случае необходим. При строго вертикальном расположении подседельной трубы каретка будет расположена строго под седлом и педалирование будет крайне неэффективным. На подавляющем большинстве велосипедов угол наклона подседельной трубы составляет 73° (±2°).
В случае, если стандартный угол наклона подседельной трубы Вам по каким-то причинам неподходит, то положение седла относительно педалей в горизонтальном направлении можно изменить смещением его (седла) вперёд-назад, а также установкой изогнутого подседельного штыря (Thomson).
Угол наклона рулевого стакана оказывает влияние на управляемость велосипеда. Больший угол (меньший наклон, более вертикальное расположение) рулевого стакана приводит с более острому рулению, быстрому разгону, но при этом меньшей устойчивости велосипеда на прямой и худшему отрабатыванию вилкой мелких неровностей дороги. Наоборот, меньший угол наклона рулевого стакана (больший наклон, более горизонтальное положение) приводит к худшей управляемости, то есть для поворота руль приходится поворачивать на больший угол, худшей динамике велосипеда, но при этом велосипед более устойчив и вилке легче отрабатывать неровности дороги.
Больший угол наклона рулевого стакана (69-71°) применяется на шоссейных велосипедах, меньший (64-65°) - на велосипедах для плохих дорог и бездорожья.
Вылет (offset) вилки - смещение оси колеса относительно оси рулевого стакана.
Trail - отрезок, расположенный между двумя точками: первая находится на пересечении линии идущей от центра рулевого стакана до самой земли, сохраняя угол наклона рулевой, вторая расположена на пересечении вертикальной линии, идущей через центр оси переднего колеса и земли. Величина Trail тем больше, чем меньше Offset.
Trail влияет на управляемость велосипеда. Чем больше Trail, тем больше устойчивость велосипеда на прямой и тем сложнее будет осуществить поворот.
Передний центр - расстояние между вертикальными линиями проведёнными между центрами каретки и оси переднего колеса. Зная данный параметр можно предположить, будет ли Ваша обувь касаться переднего колеса при поворотах.
Длина цепных перьев - расстояние между вертикальными линиями проведёнными между центрами каретки и оси заднего колеса. Чем цепные перья короче, тем эффективнее педалирование за счёт большей жёсткости конструкции, длинные перья увеличивают устойчивость велосипеда на прямой.
Колёсная база - расстояние между передней и задней осями велосипеда. Короткая колёсная база приводит к быстрому набору скорости и острой управляемости. Обычно короткая колёсная база применяется на шоссейных велосипедах.
Если мысленно провести линию между втулками колёс, то можно увидеть, что каретка расположена ниже этой линии. Насколько ниже, определяет провис каретки. Сам по себе этот параметр серьёзного значения не имеет, но именно он определяет более существенный параметр геометрии рамы: клиренс.
Клиренс - расстояние от земли до каретки. Клиренс определяет более важный показатель - расстояние от земли до педали, находящейся в нижней точке. Чем меньше это расстояние, тем больше опасность касания педали земли при повороте в соответствующую сторону в случае, если велосипедист в повороте продолжает вращать педали. Высокий клиренс применяется на велосипедах для бездорожья, на шоссейных байках в высоком клиренсе нет необходимости. Велосипедисты-шоссейники при вхождении в поворот педаль, противоположную стороне поворота опускают в нижнюю точку и используют в качестве опоры вместе с противоположной рукой.
Высокий клиренс повышает центр тяжести системы велосипед-велосипедист, при этом в повороте велосипедист наклоняется в сторону поворота на меньший угол.
Standover - фактическая высота велосипеда. Измеряется от земли до верхней трубы переднего треугольника рамы в средней её части.